1. В греческом театре была
специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине
особенно разбушевавшихся зрителей. 2. В одном из театров Ионии был
особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по
лысинам которых первые могли аплодировать. 3. Долгое время в древнеримской
комедии запрещалось показывать римских граждан в смешном виде. Именно поэтому
римская комедия изображала греков и греческий быт. Так и получалось, что греки
и римляне проявляли трогательное единодушие: греки смеялись над собой, римляне
тоже смеялись над греками 4. Великий греческий драматург Эсхил
умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга
принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить
её панцирь и полакомиться её мясом 5. Когда в битве афинян и самосцев
часть армии выступила под предводительством драматурга Софокла (такую честь
была оказана ему в награду за выдающиеся заслуги перед городом), ему пришлось
сражаться с отрядами, руководимыми элейским философом Мелиссом. Драматург
одержал победу над философом. 6. Древнегреческий драматург Фриних
однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» - о разорении греческого
города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился
слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили
постановку его пьесы. 7. В греческом театре было лишь три
актёра, каждый из которых мог исполнять несколько ролей. Иногда в качестве
курьёза появлялся и четвёртый актёр – парахорегема, становившийся «обузой
хорега» (так переводится его имя), поскольку на хорега (то есть спонсора, в
качестве которого выступал богатый гражданин города), ведавшего постановкой,
ложилась дополнительная обязанность по оплате лишнего исполнителя. 8. В «Антигоне» Софокла поют в
разных местах пьесы Антигона и Креонт. Как же это объяснить, ведь мы знаем, что
в античном театре обычно пел лишь главный актёр, называемый протагонистом?
Просто в этом случае греческий театр поручал протагонисту исполнение
соответствующих частей обеих ролей: сначала он исполнял полностью роль Антигоны
– вплоть до ее смерти, а затем — в финале пьесы — переодевался в Креонта, до
того игравшегося другим актером. 9. В классические времена Афин
просмотр театральной постановки трагедии был обязателен для всех жителей Афин,
кроме рабов. Поэтому на представлении собирался весь город. Неимущим платили
компенсацию за незаработанные в это время деньги. Когда лица, ведавшие
постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало
выплачивать эти деньги гражданам. А вот на постановки комедий порядочных женщин
не пускали, разве что гетеры могли находиться в театре на представлении
комических произведений. 10. Все роли в греческом театре
исполняли мужчины. Женщины-актрисы появились позже, все они были девицами
лёгкого поведения и выступали лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках бытового
содержания) и пантомимах. 11. Греческие драматурги,
представлявшие свои трагедии на сцене, соревновались друг с другом. Победивший
драматург получал в качестве награды венок из плюща. Победивший хорег (спонсор
постановки) мог поставить себе памятник, который никогда не делался с натуры и
на котором указывалось и имя хорега, и имя драматурга. 12. Перед представлением трагедий на
орхестре (круглой сцене вроде арены современного цирка, на которой в Греции
давались представления) резали поросят и кропили их кровью зрителей. 13. Актёры в Греции выступали в
масках, менять которые могли лишь один раз – в результате перипетии (например,
когда царь Эдип у Софокла из зрячего превращался в слепого). 14. Филипп Македонский был убит в
местном театре. 15. Уже в 3 веке до н. э.
драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра
клакеров. 16. За свои шутки против политика
Клеона драматург-комедиограф Аристофан был избит слугами последнего прямо в
театре. 17. В римском театре появляется
занавес, который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а
опускается в специальную щель в полу. 18. Римский драматург Ливий Андроник
сам исполнял главные роли в своих трагедиях. Когда однажды он потерял голос, он
стал поручать исполнение всех песен специальному мальчику, стоявшему сзади, а
сам лишь открывал рот. Это – первый зафиксированный в истории случай
использования фонограммы. 19. В Риме были популярны так
называемые мимические ипотезы – растянутые трагикомические представления,
которые писал известный автор Филистион. Самым популярным сюжетом были
приключения разбойника Лавреола, которого в финале представления распинали на
кресте. В нужный момент актёра заменяли на какого-нибудь приговорённого к
смерти и совершали настоящую.
Серф
Источник: http://www.worldface.net |