Мы часто употребляем фразы,
настоящее значение которых нам не известно. Вот некоторые интересные истории
происхождения различных общеупотребительных фраз. Всё трын-трава Таинственная «трын-трава» — это
вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не
волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась
«трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк. Мастер кислых щей Кислые щи — немудрёная крестьянская
еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых
трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что
ни на что путное он не годен. Подложить свинью По всей вероятности, это выражение
связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят
свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то
этим оскверняли его веру. Всыпать по первое
число Не поверите, но... из старой школы,
где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И
если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до
первого числа следующего месяца. Прописать ижицу Ижица — название последней буквы
церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых учеников
сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу — проучить, наказать,
проще выпороть . А вы ещё ругаете современную школу! Гол как сокол Страшно бедный, нищий. Обычно
думают, что речь идёт о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле «сокол»
— старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая»)
чугунная болванка, закреплённая на цепях. Ничего лишнего! Сирота казанская Так говорят о человеке, который
прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь
разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм
этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья),
оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие
поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь. Непутёвый человек В старину на Руси «путём» называли
не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий —
ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший —
экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у
князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением
отзывались: непутёвый человек. Шиворот-навыворот Сейчас это вроде бы вполне
безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во
времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в
вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под
свист и насмешки уличной толпы. Отставной козы
барабанщик В старину на ярмарках водили
дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и
барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это и был козы барабанщик. Его
воспринимали как никчемного, несерьёзного человека. Водить за нос Видно, дрессированные медведи были
очень популярны, потому что и это выражение было связано с ярмарочным
развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их,
бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Точить лясы Лясы (балясы) — это точёные фигурные
столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий
мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую,
витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени
становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую
болтовню. Зарубить на носу В этом выражении слово «нос» не
имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка,
или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой
такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или
зарубки на память. Ни пуха, ни пера Возникло это выражение в среде
охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании
(и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников
означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на
промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так:
«Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы
останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не
сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо
присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить
козней во время охоты. Бить баклуши Что такое «баклуши», кто и когда их
«бьёт»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева.
Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять
баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее
особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из
насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша
поговорка. После дождичка в
четверг Русичи — древнейшие предки русских —
чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был
посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян
четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили
моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять
просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались
тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему,
что неизвестно когда исполнится. Попасть в переплёт В диалектах ПЕРЕПЛЁТ — сплетённая из
веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней - дело
малоприятное. Реветь белугой Нем, как рыба — это вам известно
давным-давно. И вдруг реветь белугой? Оказывается, речь здесь не о белуге, а
белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень
громко. Козёл отпущения История этого выражения такова: у
древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки
на голову живого козла, тем-самым как бы перекладывая на него грехи всего народа.
После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не
существует, а выражение все живёт... Дым коромыслом В старой Руси избы часто топили
по-чёрному: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через
специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым
столбом — будет ясно, волоком — к туману, дождю, коромыслом к ветру, непогоде,
а то и буре. Не ко двору Это очень старая примета: и в доме,
и на подворье (во дворе) будет жить только то животное, которое понравится
домовому. А не понравится — заболеет, захиреет или убежит. Что делать — не ко
двору! Волосы Дыбом Но вот что за дыб такой?
Оказывается, стоять дыбом — это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть,
когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят. Переть на рожон Рожон — это острый шест. А в
некоторых русских губерниях так называли четырехзубые вилы. Действительно, не
очень-то на них попрёшь! Вверх тормашками Тормашить — во многих русских
губерниях это слово означало ходить. Значит, вверх тормашками — это
всего-навсего вверх ходилками , вверх ногами . Тёртый калач Между прочим, и на самом деле был
такой сорт хлеба — тёртый калач . Тесто для него очень долго мяли, месили,
тёрли , отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица — не
тёрт, не мят, не будет калач . То есть человека учат испытания и беды.
Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба. Выводить на чистую
воду Когда-то говорили выводить рыбу на
чистую воду . А если рыбу, то все понятно: в зарослях камыша или там, где в иле
тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в
прозрачной воде, над чистым дном — пусть попробует. Так и разоблачённый жулик:
если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти. И на старуху бывает
проруха А что это за проруха (ошибка,
оплошность / у Ожегова и Ефремовой) такая, прореха (т.е. изъян, дефект) что ли?
Смысл, следовательно, такой: И умудрённый опытом человек может ошибаться.
Толкование из уст знатока древнерусской литературы: И на старуху бывает поруха
Поруха (укр.) ж. разг.-сниж. 1) Вред, разрушение, порча; 2) Беда. В конкретном
же смысле поруха (др. рус.) — изнасилование. Т. е. всё возможно. Язык до киева доведёт В 999 году некий киевлянин Никита
Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам.
Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита?, он отвечал, что из богатого и
красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного
города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей
лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал
домой при помощи своего языка. Шаромыжники 1812 год. Когда французы сожгли
Москву и остались в России без пропитания, они приходили в русские деревни и
просили пропитания Ше ра ми, типа дайте мне. Вот русские и стали их так
называть (одна из гипотез). Сволочь Это слово диоматического оборота.
Есть такая река Волочь, когда рыбаки приплывали с уловом, говорили наши с
Волочи пришли. Есть еще несколько томологических смыслов этого слова.
Сволакивать — собирать, волочь. От них и произошло это слово. Но ругательным
оно стало совсем не давно. Это заслуга 70 лет в КПСС. Знать всю подноготную Выражение связано со старинной
пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь
признания.
Серф
|